Сегодня мы продолжим тему влияния шахмат и то, каким образом они развивают логику и мышление. В прошлый раз было отмечено, что шахматы хорошо сказываются на учебе, учат анализировать, развивают критическое мышление, а также концентрацию внимания и память. Каким же образом это происходит? И почему столь распространено мнение, что шахматы развивают логику? Давайте разбираться.
Прежде всего, шахматы развивают - разумеется, при их грамотном изучении- три важных навыка:
У слова "думать" есть разные смыслы, но интересен прежде всего сам процесс, который подразумевается под этим словом. В сегодняшней статье хочется разобрать разнообразные вариации того, что выдается за "я подумал", но в реальности к процессу "думанья" никакого отношения не имеет.
Желание чего-то. Обнаруженное в себе желание или нежелание выдается за процесс мышления и обдумывания. Хотя чаще всего это оказывается лишь эмоциональным импульсом.
Субъективный вывод. Например, "я решил, что мне это не подходит" или "пожалуй, у меня нет шансов в этом деле". Подобные выводы могут сопровождаться определенным анализом, но чаще они делаются под воздействием разочарования, расстройства, неудачи или поражения.
Выводы на основе линейной логики, обобщений или скепсиса относительно чего-то. "Раз у других не получилось - значит и у меня не получится", "раз не получилось до этого - не получится и в будущем". Подобные выводы выдаются за процесс мышления и анализа. При этом человек убежден, что он думал, прежде чем пришел к такому выводу.
Примитивные рассуждения типа "я сделаю это и мне за это ничего не будет", "я возьму что-то и мне все равно, что со мной случится".
Рассуждения из серии "авось пронесет". Задумывая или планируя что-то, человек надеется лишь на слепую удачу или на то, что каким-то образом у него это получится.
Слепое следование чужим советам. "Мне сказали - поэтому я так и делаю", "меня так научили", "мне говорили, что так правильно". Конечно, во всех перечисленных случаях нет момента собственного мышления.
Перекладывание ответственности. Задумывая план, не учитываются самые очевидные и естественные препятствия. В случае же неудачи обычно следует: "если бы не это - у меня бы получилось", "я же не знал, что все случится именно так", "я просто не учел этого".
Рассуждения из позиции Жертвы. "Меня этому не учили", "я просто этого не знал", "откуда я мог это знать".
Ощущение собственной правоты без какой бы то ни было аргументации. "Это так, потому что я так думаю", "Я уверен в этом, а значит прав", "Я просто не согласен и никаких аргументов приводить не буду".
Именно в подобном ключе у многих строятся умозаключения, делаются выводы, принимаются решения и рождаются различные аргументы. И именно привычка мыслить подобным образом не позволяет сформироваться упорядоченному мышлению и привнести в свою жизнь здравый смысл, осмысленность и логику.
Думаю, уже очевидно, что подобным "арсеналом мышления" невозможно освоить шахматы и добиться в них даже минимальных результатов. И именно от таких способов "мыслить" мечтают избавить своих детей родители. Ведь подобный стиль мышления отрицательно влияет на все сферы - на учебу, на профессиональную деятельность, личные отношения с другими людьми и, наконец, на способность руководствоваться здравым смыслом при принятии решений. И, конечно, подобный способ мыслить не рождает здоровую мысль и серьезные рассуждения.
Почему же шахматы способны научить думать и почему именно благодаря шахматам в жизни человека могут появиться логика и здравый смысл? Об этом мы поговорим в следующий раз, в третьей части статьи.
Прежде всего, шахматы развивают - разумеется, при их грамотном изучении- три важных навыка:
- Предвосхищать возможные ходы (реакции) соперника и способность считаться с ними
- Реалистично мыслить и ставить реалистичные цели
- Полноценно думать
У слова "думать" есть разные смыслы, но интересен прежде всего сам процесс, который подразумевается под этим словом. В сегодняшней статье хочется разобрать разнообразные вариации того, что выдается за "я подумал", но в реальности к процессу "думанья" никакого отношения не имеет.
Желание чего-то. Обнаруженное в себе желание или нежелание выдается за процесс мышления и обдумывания. Хотя чаще всего это оказывается лишь эмоциональным импульсом.
Субъективный вывод. Например, "я решил, что мне это не подходит" или "пожалуй, у меня нет шансов в этом деле". Подобные выводы могут сопровождаться определенным анализом, но чаще они делаются под воздействием разочарования, расстройства, неудачи или поражения.
Выводы на основе линейной логики, обобщений или скепсиса относительно чего-то. "Раз у других не получилось - значит и у меня не получится", "раз не получилось до этого - не получится и в будущем". Подобные выводы выдаются за процесс мышления и анализа. При этом человек убежден, что он думал, прежде чем пришел к такому выводу.
Примитивные рассуждения типа "я сделаю это и мне за это ничего не будет", "я возьму что-то и мне все равно, что со мной случится".
Рассуждения из серии "авось пронесет". Задумывая или планируя что-то, человек надеется лишь на слепую удачу или на то, что каким-то образом у него это получится.
Слепое следование чужим советам. "Мне сказали - поэтому я так и делаю", "меня так научили", "мне говорили, что так правильно". Конечно, во всех перечисленных случаях нет момента собственного мышления.
Перекладывание ответственности. Задумывая план, не учитываются самые очевидные и естественные препятствия. В случае же неудачи обычно следует: "если бы не это - у меня бы получилось", "я же не знал, что все случится именно так", "я просто не учел этого".
Рассуждения из позиции Жертвы. "Меня этому не учили", "я просто этого не знал", "откуда я мог это знать".
Ощущение собственной правоты без какой бы то ни было аргументации. "Это так, потому что я так думаю", "Я уверен в этом, а значит прав", "Я просто не согласен и никаких аргументов приводить не буду".
Именно в подобном ключе у многих строятся умозаключения, делаются выводы, принимаются решения и рождаются различные аргументы. И именно привычка мыслить подобным образом не позволяет сформироваться упорядоченному мышлению и привнести в свою жизнь здравый смысл, осмысленность и логику.
Думаю, уже очевидно, что подобным "арсеналом мышления" невозможно освоить шахматы и добиться в них даже минимальных результатов. И именно от таких способов "мыслить" мечтают избавить своих детей родители. Ведь подобный стиль мышления отрицательно влияет на все сферы - на учебу, на профессиональную деятельность, личные отношения с другими людьми и, наконец, на способность руководствоваться здравым смыслом при принятии решений. И, конечно, подобный способ мыслить не рождает здоровую мысль и серьезные рассуждения.
Почему же шахматы способны научить думать и почему именно благодаря шахматам в жизни человека могут появиться логика и здравый смысл? Об этом мы поговорим в следующий раз, в третьей части статьи.